Каток дорожный


Технические характеристики дорожных катковКаток дорожный представляет собой устройство, в котором самой главной деталью является валец – расположенный вместо колес цилиндр. Валец своей массой сдавливает вещество, которое утрамбовывается. Любой каток обладает ведомым вальцом, который является направляющим и ведущим вальцом, к которому от двигателя подается крутящий момент.

Типы катков

Катки могут быть оснащены следующими видами вальцов: пневмоколесными, решетчатыми, кулачковыми и гладкими. Гладкие вальцы – это простые цилиндры из металла, которые сдавливают своей массой. Как правило, их применяют для асфальтоукладочных работ, поскольку они на выходе создают ровную площадку. Кулачковые вальцы покрыты небольшими выступами – кулачками. Такие катки применяют при работе с рыхлыми грунтами. Поверхность решетчатых вальцов покрыта решеткой, их применяют для трамбовки разнообразных грунтов.

Когда каток проходит по неоднородному грунту, довольно крупные комки подвергаются дроблению, что позволяет увеличить плотность. Пневмоколесные вальцы – это набор из колес, которые разделены промежутками. Когда в катке присутствует больше одного пневмоколесного вальца, их располагают таким образом, чтобы колеи от задних колес проходили между колей от передних колес.

В катках могут быть использованы сразу несколько видов вальцов. Подобные катки называются комбинированными. В них, как правило, задний валец является пневмоколесным, а передний – гладким.

Катки также подразделяют по количеству вальцов. Существуют трех- двух- и одновальцевые катки. Вальцы могут быть расположены один за другим, либо два узких вальца располагаются на одной оси (для трехвальцевого катка).

Катки одновальцевые как правило, прицепные, т.е. их прикрепляют к трактору либо к иному двигающему устройству.

Для улучшения утрамбовки катки делают вибрационными. При этом один из вальцов осуществляет вибрацию в вертикальном направлении – это значительно повышает качество уплотнения и позволяет применять такой каток в однопроходном режиме. Обычные же катки, чтобы добиться требуемого уплотнения асфальта, должны осуществлять несколько проходов.

Глубина трамбовки для грунта может для разных конструкций колебаться от 150см-160см до 20см-30см.

Различают катки и по их массе. Существуют катки от сверхтяжелых (масса больше 16 тонн) до ручных (масса меньше 1 тонны).

Максимальная скорость катков может составлять 5 км/ч, однако большинство катков способно передвигаться со скоростью лишь от 2 км/ч до 3 км/ч. Некоторые современные модели дорожных катков могут развивать гораздо большую скорость (до 14 км/ч).

 

назад в раздел "Справочник строительных материалов (К)"
назад в раздел "Справочник строительных материалов и терминов"